Сергей Николаевич (1871-1944) - русский философ, экономист,теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, которыйБулгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиознойфилософии, затем к православному богословию. Основные сочинения:""Философия хозяйства"" (1912), ""О богочеловечестве. Трилогия"" (1933-45),""Философия имени"" (издано в 1953). Сергей Николаевич (16 июня1871, Ливны - 13 июля 1944, Париж) русский философ и православныйбогослов, экономист, публицист, общественный деятель. Ранний периодРодился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовнойсеминарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование вМосковском университете в 1894 по кафедре политической экономии истатистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма изанимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги ""О рынкахпри капиталистическом производстве"" (1897) и ""Капитализм и земледелие"" (т.1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращаетсяк философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли,творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характернадля русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним изпризнанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике ""Проблемыидеализма"" (1902), выпускает сборник своих статей под программнымназванием ""От марксизма к идеализму"" (1903), активно участвует вомножестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения -в журналах ""Новый путь"" и ""Вопросы жизни"", сборниках ""Вопросы религии"", ""ОВладимире Соловьеве"", ""О религии Льва Толстого"", ""Вехи"", в работеРелигиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства""Путь"", где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русскойрелигиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы(как беспартийный ""христианский социалист""). Важнейшие из лекций и статейэтого периода собраны им в сборнике ""Два града"" (т. 1-2, 1911). Вфилософских разработках 1910-х (монографии ""Философия хозяйства"", 1912, иособенно ""Свет Невечерний"", 1917) Булгаков намечает основы собственногоучения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однакоиспытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга. Годы революции Процесспостепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершаетсяуже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активноучаствует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви(1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьскийпереворот он откликнулся диалогами ""На пиру богов"", написанными в стиле идухе ""Трех разговоров"" Соловьева и вошедшими в коллективный сборник ""Изглубины"" (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь вКрыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В""Философии имени"" (1920; издано 1953) и ""Трагедии философии"" (1920-21,издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианскоеумозрение может быть выражено без искажений исключительно в формедогматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферойего творчества. В эмиграции В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ поинициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащихвысылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгогопребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессорацерковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научногоинститута в Праге. При его ближайшем участии создается ПравославныйБогословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самойкончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессоромдогматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье(комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного СергияРадонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности ибогословской науки. Один из главных отцов-основателей РусскогоСтуденческого Христианского Движения, Булгаков участвовал в первых егосъездах в Пшерове Чехословакия( и Аржероне Франция( и затем продолжалего курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологовэкуменического движения, в работу которого включился в 1927 на ВсемирнойХристианской конференции ""Вера и церковное устройство"" в Лозанне. В 1939 уБулгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал напороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако допоследних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию ичитать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать надновыми сочинениями. Публицистика Публицистика Булгакова всегда выходила напервый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, началоПервой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия икультура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путьрусской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др.Булгаков - один из главных выразителей ""веховства"" (""Вехи"", 1909, ст.""Героизм и подвижничество"") как идейного движения, призвавшегоинтеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелогореволюционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции.Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализхристианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма,постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также ибуржуазно-капиталистической идеологии, проекты ""партии христианскойполитики"", отклики на злобу дня (с позиций христианскоголиберально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вследза Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии.Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полнымиверы во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах""На пиру богов"" и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики итревожной непредсказуемости.Философия и богословие Учение Булгакова прошлов своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) ибогословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии иБогочеловечестве, христианском учением о мире и его истории каквоссоединения с Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждениеценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте.Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласнокоторому разум и мышление -высшее начало, имеющее исключительнуюпрерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправданиематерии, и тип своего философского мировоззрения он иногда определялвзятым у Соловьева выражением ""религиозный материализм"". Используя, как иотцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианскиекоррективы. Материя - это не только ""меон"", не оформленный универсальныйсубстрат чувственных вещей, она также ""земля"" и ""мать"", соучаствующая поволе Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем актсотворения. Венец и цель этого творчества - земное рождение БогочеловекаХриста, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мирвосходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепциейСофии Премудрости Божией.Софиология Софилогическая система догматическогобогословия развита Булгаковым главным образом в ""большой трилогии"": ""АгнецБожий"" (1933), ""Утешитель"" (1936), ""Невеста Агнца"" (1945). Здесь Софиясближается с ""усией"", сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и егоследствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова былоосуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного АрхиерейскогоСобора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения,находит, что суть его - ""поглощение личности софийно-природным процессом,уничтожающим свободу"" (""Спор о Софии"", Париж, 1936). Булгаков отвечалоппонентам, однако ""спор о Софии"" так и не получил окончательного решения.Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем иразделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории,материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства.Сочинения: Св. Петр и Иоанн. 1926.Друг Жениха, Купина Неопалимая.1927.Лествица Иаковля. 1929.Соч. 1933. Т. 1-2.О Софии Премудрости Божией.Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот. СергияБулгакова митрополиту Евлогию. 1935.Автобиографические заметки. 1948,1990.Православие. 1965, 1991.Христианство и еврейский вопрос.1991.Литература:Соболев Серафим архиепископ( Новое учение о СофииПремудрости Божией. София, 1935.Памяти о. Сергия Булгакова. 1945.Зандер Л.Бог и мир. 1948. Т. 1-2.Осоргина Т. Библиография трудов о. СергияБулгакова. 1987.Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков //Богословские труды. 1986. Т. 27.Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p.Serge Boulgakov. Рaris, 1984.С. С. Хоружий Федор Ильич (1852-1908) - российский журналист и историкискусства. ""Художественная энциклопедия"" (т. 1-2, 1886-87), сборникбиографий ""Наши художники"" (т. 1-2, 1889-90).
|