Электронные Толковые Словари
Реклама
Error: Incorrect password!

Энциклопедический словарь
"Пикассо"

/ Главная / Энциклопедический словарь / буква П / Пикассо
Энциклопедический словарь

(Picasso) Пабло (Руис-и-Пикассо) (25 октября 1881 - Малага - 8апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы) французский художник, испанец попроисхождению. Годы учения Учился у своего отца - Х. Руиса, в школахизящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии ""СанФернандо"", увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям.Испытал воздействие анархизма. В 1900 Пикассо впервые приезжает в Париж, с1904 живет там постоянно. Выставляется с 1901 у ""тетушки Вейль"" и у А.Воллара. В это время он уходит от влияния стиля модерн, которое еще долгосохраняется в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористическоймонохромии. Своими ""учителями"" Пикассо избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна,Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими пастозными мазками в манерепротофовизма (см. фовизм) ""Голубой"" и ""розовый"" периоды На годы поездокмежду Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый ""голубойпериод"": в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этогопериода характерны образы нищеты, меланхолии и печали Пикассо( считал -""кто грустен, тот искренен""); движения людей замедленны, они словновслушиваются в себя (""Любительница абсента"", 1901; ""Свидание"", 1902, обе вЭрмитаже; ""Старый нищий старик с мальчиком"", 1903, Музей изобразительныхискусств, Москва) В следующий период, получивший название ""розового"",появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведениепереходного периода - от ""голубого"" к ""розовому"" - ""Девочка на шаре""(1905, Музей изобразительных искусств, Москва) Кубизм В 1907 Пикассосоздает композицию ""Авиньонские девицы"" Музей( современного искусства,Нью-Йорк) - большое панно, персонажи которого - посетители и девицыпубличного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А.Сальмон, давший название произведению) - предстают бесполыми существами,некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разныестилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, ликиотдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемыафриканских скульпторов. ""Авиньонские девицы"" произвели сенсацию, картинаположила начало многим экспериментам. Вкус к резкой, разрушительнойдеформации оказался знаменем нового века. В 1908-09 Пикассо совместно с Ж.Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль - кубизм, ставшийрадикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности кее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественноохристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописиСезанна, но заметно ""утяжеленные"", помутнелые; они комбинируются вгеометрические формулы, обнажая некие изначальные ""прототипы"" человеческихфигур, вещей и мира природы (""Королева Изабо"", ""Дама с веером"", обе 1909;""Портрет А. Воллара"", 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва;""Дриада"", ""Фермерша"", ""Три женщины"", ряд натюрмортов, 1909-10, Эрмитаж).Первая стадия кубизма получила впоследствии название ""аналитической"". С1919 она постепенно перерождается, и в 1913 появляется ""синтетическая""стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление кплоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты,преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-подтабака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибуты, присущие образужизни художественной богемы начала века. В композициях появляется""кубистическая тайнопись"": зашифрованные номера телефонов, домов, обрывкиимен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж -вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объеминородного материала в картине увеличивается (присыпки песком,вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использованиегипса и т. п.). В ""синтетический"" период появляется также стремление кгармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временамивписываются в овал. В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однакоотдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизнихудожника (""Три музыканта"", 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).Неоклассицизм Уже в картине ""Художник и его модель"" (1914) и в рядерисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм.Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденциистановятся явными для всех. Многих это смущает: новатор, соблазнившийстольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критическиезаметки о ""художнике-хамелеоне"". В 1917 Пикассо делает декорации длябалета ""Парад"" Э. Сати текст( Ж. Кокто) в ""помпейском стиле"". Женитьба набалерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением кмиру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка вИталию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делаетпо фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному""активизирует"" форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет - Энгром(этот период нередко называют ""энгровским""). Сюрреализм При этом втворчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разныхнаправлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма- пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке формкоторых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальнымиэлементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетаявпечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В1930 художник делает серию из 30 офортов к ""Метаморфозам"" Овидия. В1930-37 создает ""Сюиту Воллара""; в числе ста офортов, продолжающихтрадиции Рембрандта и Гойи, - сцены с человекобыком, где легендарныйобитатель лабиринта Минотавр превращается в ""миф Пикассо"", ибо художниквесьма произвольно трактует древнее сказание. Война в Испании. ""Герника"" В1937 симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании(серия акватинт ""Мечты и ложь генерала Франко"", отпечатанная в видеоткрыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле1937 немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городокбасков Герника - культурный и политический центр жизни этогосвободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою ""Гернику"" -громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильонеИспании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромныекраски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции,наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементовпоказаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь.Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенкоми быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками.В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягиваетсядлинная рука со светильником - символом надежды. Послевоенный период В1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первомпослевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал.В 1950 он рисует знаменитого ""Голубя мира"", в 1951 пишет картину ""Война вКорее"" собрание( семьи художника). В 1947 Пикассо приезжает в городокВаллорис - традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливаетздесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождениютрадиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговойплощади устанавливается статуя его работы ""Человек с ягненком"" (1942-44);в крипте храма помещаются живописные панно ""Война"" и ""Мир"" (1952). В1956-57 Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает рядпроизведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получаетназвание ""музей Пикассо"". В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариациина темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого (""Менины""Веласкеса, ""Расстрел повстанцев"" Гойи, ""Завтрак на траве"" Мане и др.).Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своейнеуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанныенебрежно холсты ""позднего Пикассо"" представляют любимые им сцены: художники модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивыбоя быков; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо оказалгромадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастеромв искусстве 20 в.""ПИКВИКИ"" (""Пиквикский клуб""), кружок разночиннойинтеллигенции в Екатеринославе в 1857-60 (до 1858 ""Обществосамосовершенствования""). Назван в память о И. И. Введенском, переводчикеодноименного романа Ч. Диккенса. Руководители - Н. П. Баллин, В. Н.Елагин, М. М. Стопановский. Социалистические взгляды. Имел связи сХарьковско-Киевским обществом, ""Колоколом"", ""Современником"".





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru