(Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533 - замок Монтень близ Бордо- 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политическийи общественный деятель.Жизненный путь. ОбразованиеРодился на юго-западеФранции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул вконце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: пораспоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с нимтолько на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, гдеизучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занималприобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-егг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихсягражданских войн выступал за восстановление во Франции мира инационального согласия. Примыкал к партии ""политиков"", которые отвергалирелигиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильнойкоролевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечитьгосударственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе закорону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV).Основойнезаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских игреческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры,откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу свыдающимися современниками - мыслителями, государственнымидеятелями.ТворчествоК труду своей жизни, ""Опытам"" (""Essais""), Монтеньприступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись вродовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордовышли из печати две первые книги ""Опытов"". В том же 1580 Монтеньпредпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранилсяопубликованный лишь в 18 в. ""Путевой дневник"" (""Journal du voyage deMontagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581"", 1775) снаблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем настраницы ""Опытов"". Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над ""Опытами"" до конца своихдней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).Жанр""Опытов""""Опыты"" непосредственно продолжают традицию философско-этических иполитических сочинений типа ""Заметок"", ""Рассуждений"", ""Записок"",""Памяток"", повествующих без видимой последовательности и системы о самыхразных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии ксообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы сназиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего""Опыты"" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф.Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записнымикнижками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими ""Опытами""Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченногов движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жесткимпланом.ФилософияИсследуя природу человеческого знания, Монтень показываетего ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства,неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение,невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияниеантичного пирронизма (см. Пиррон) непосредственно связан с некоторыминаправлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскимиидеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико деллаМирандола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского.Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги ""Опытов"" -своего рода трактат в трактате, - названная ""Апология РаймундаСабундского""; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко невсегда согласен с выводами его ""Естественного богословия"", которое попросьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал.Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - ""заставитьчеловека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук егожалкое оружие разума"". По Монтеню, человек не занимает центральногоположения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общийпорядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимымболезненным высокомерием.Труд Монтеня оказал огромное влияние нафилософскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующихэпох. Перекличка с ""Опытами"" слышна в ""Гамлете"", а также в поздних пьесахШекспира, у которого был экземпляр ""Опытов"" в английском переводе 1603.Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ ФрэнсисБэкон.Сочинения:Опыты. М.; Л., 1957-1960. Т. 1-3.Essais. Paris, 1962. T.1-2.Литература:Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // Историяфилософии и вопросы культуры. М., 1975. С. 190-234.Moreau P. Montaigne, lhomme et l oeuvre. Paris, 1958.Thibaudet A. Montaigne. Paris, 1963.О. Ф.КудрявцевМОНТЕРИЯ - город на севере Колумбии, административный центр департаментаКордова. Порт в нижнем течении р. Сина. 266 тыс. жителей (1992). Цементнаяпромышленность. Университет.
|