Электронные Толковые Словари
Реклама

Энциклопедический словарь
"Дюрер"

/ Главная / Энциклопедический словарь / буква Д / Дюрер
Энциклопедический словарь

(Durer) Альбрехт (1471 - Нюрнберг - 1528, там же), выдающийсянемецкий художник и теоретик искусства эпохи Возрождения. Биография Сынсеребряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем унюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90).Обязательные для получения звания мастера ""годы странствий"" (1490-94)провел в городах Верхнего Рейна Базель( Кольмар, Страсбург), где вошел вкруг гуманистов и книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых М.Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры наметалле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками.Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственнуюмастерскую. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в СевернуюИталию (1494-95; Венеция и Падуя) В 1505-07 вновь был в Венеции.Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда женачал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). В 1520-21 посетилНидерланды Антверпен( Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города).Работал в Нюрнберге. Творчество. Дюрер и Италия Творческий путь Дюрерасовпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многомдисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство.Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественныхтрадиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком отклассического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, вовнимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение дляДюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии исовершенства которого он старался постичь. Он - единственный мастерсеверного Возрождения, который по направленности и многогранности своихинтересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенныхпропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения можетбыть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения. РисункиДюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок игравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. НаследиеДюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности имногообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи.Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он блестящевладел всеми известными тогда графическими техниками - от серебряногоштифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Каки для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы надкомпозицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок.Это инструмент изучения характерных типов - крестьян, нарядных кавалеров,нюрнбергских модниц. Его прославленные акварели ""Кусок дерна"" и ""Заяц""(Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватойотстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Творческаязрелость. Живопись 1494-1514 Первая значительная работа Дюрера - серияпейзажей акварель( с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия вИталию. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавночередующимися пространственными планами - первые ""чистые"" пейзажи вистории европейского искусства. Ровное, ясное настроение, стремление кгармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописныхработ Дюрера конца 15 в. - начала 2-го десятилетия 16 в.; таковы небольшойалтарь ""Рождество"" (""Алтарь Паумгартнеров"", ок. 1498, Старая пинакотека,Мюнхен), ""Поклонение волхвов"" (ок. 1504, Уффици) где Дюрер объединяетгруппу, состоящую из Мадонны и трех волхвов, спокойным круговым ритмом,плавностью силуэтов, подчеркнутой мотивом арки, многократно повторяющимсяв архитектурной декорации. Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-хгг. становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секретыкоторых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры Дюрер( первым вГермании обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре намеди ""Адам и Ева"" (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок.1507, Прадо) К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самыесложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции -выполненный для одной из венецианских церквей ""Праздник четок"" (1506,Национальная галерея, Прага) и ""Поклонение св. Троице"" (1511, Музейистории искусств, Вена). ""Праздник четок"" (точнее - ""Праздник венков изроз"") - одна из самых больших (161,5х192 см) и наиболее мажорная поинтонации живописная работа Дюрера; она наиболее близка итальянскомуискусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов(большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма,равновесием композиции. В небольшой алтарной картине ""Поклонение св.Троице"" сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют,как в ""Диспуте"" Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочнымзавершением алтаря. Портреты и автопортреты Важнейшее место в живописномнаследии Дюрера занимает портрет. Уже в раннем портрете Освальда Креля(ок. 1499, Старая пинакотека, Мюнхен) Дюрер предстает как сложившийсямастер, блестяще передающий своеобразие характера, внутреннюю энергиюмодели. Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его раннихпортретов занимает автопортрет. Тяга к самопознанию, водившая рукой13-летнего мальчика (""Автопортрет"", 1484, рисунок серебряным штифтом,Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописныхавтопортретах (1493, Лувр; 1498, Прадо; 1500, Старая пинакотека, Мюнхен),причем в последнем из них мастер изображен строго в фас, и его правильноелицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает обизображениях Христа-Пантократора. Гравюры Дюрер одинаково успешно работали в области ксилографии гравюра( на дереве), и в области резцовой гравюрына меди. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущихвидов искусства. В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийсядух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственныеколлизии. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работамстала уже его первая большая графическая серия - 15 гравюр на дереве натемы апокалипсиса (1498). В своих гравюрах Дюрер в гораздо большей мере,чем в живописных работах, опирается на чисто немецкие традиции,проявляющиеся в чрезмерной экспрессии образов, напряженности резких,угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихсялиний. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших егорезцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием ""Немезида""(начало 1500-х гг.). Характерные для немецкой художественной традицииобилие подробностей, интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойноми ясном по настроению графическом цикле Дюрера ""Жизнь Марии"" (ок. 1502-05,ксилографии). Драматической экспрессией отличаются два больших графическихцикла, посвященных страстям Христа, т. н. ""Большие страсти"" (ксилографии,ок. 1498-1510) и две серии ""Малых страстей"" (гравюры на меди, 1507-13 и1509-11); они получили наибольшую известность у современников. Важнейшееместо в творческом наследии Дюрера занимают гравюры ""Рыцарь, Смерть иДьявол"" (1513), ""Св. Иероним в келье"" (1514), ""Меланхолия""(1514),образующие своеобразный триптих. Выполненные с виртуозной тонкостью втехнике резцовой гравюры на меди, отличающиеся лаконизмом и редкойобразной сосредоточенностью, они, видимо, не были задуманы как единыйцикл, однако их объединяет сложный морально-философский подтекст,истолкованию которого посвящена обширная литература. Образ суровогонемолодого воина, движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистогопейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола,навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского ""Руководствохристианского воина"". Св. Иероним, углубившийся в ученые занятия,предстает как олицетворение духовной самоуглубленности и созерцательнойжизни. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатаяМеланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символовнаук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворениемятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели влюдях меланхолического темперамента воплощение творческого начала,""божественной одержимости"" гения). Поздние работы Работая после 1514 придворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами,самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на192 досках раскрашенной литографии ""Арка Максимилиана I"" (в работе надней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). Начало новоготворческого подъема связано с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), гдеон, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходныхграфических портретов (""Эразм Роттердамский"", уголь, 1520, Лувр; ""ЛукаЛейденский"", серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль; ""АгнесДюрер"", металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин, и др.). В1520-е гг. портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и вгравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени - ФилиппаМеланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского,1526), и в живописи (""Портрет молодого человека"", 1521, Картинная галерея,Дрезден; ""Мужской портрет"", 1524, Прадо; ""Иероним Хольцшуэр"", 1526,Картинная галерея, Берлин-Далем, и др.). Эти небольшие подгрудные портретыотличаются классической завершенностью, безупречной композицией,чеканностью силуэтов, эффектно усложненных очертаниями широкополых шляпили огромных бархатных беретов. Композиционным центром в них являетсяданное крупным планом лицо, вылепленное тонкими переходами света и теней.В легкой, едва заметной мимике, очертаниях полуоткрытых или чуть изогнутыхв улыбке губ, взгляде широко раскрытых глаз, движении нахмуренных бровей,энергичном рисунке скул проступает отблеск напряженной духовной жизни.Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб вего последней живописной работе - большом диптихе ""Четыре апостола"" (1526,Старая пинакотека, Мюнхен) написанном для нюрнбергской ратуши. Огромныефигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие,по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента,трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только собразами мастеров итальянского Высокого Возрождения. В последние годыжизни Дюрер издал свои теоретические труды: ""Руководство к измерениюциркулем и линейкой"" (1525), ""Наставление к укреплению городов, замков икрепостей"" (1527), ""Четыре книги о пропорциях человека"" (1528). Дюрероказал огромное влияние на развитие немецкого искусства 1-й половины 16 в.В Италии гравюры Дюрера пользовались таким успехом, что даже выпускалисьих подделки; прямое воздействие его гравюр испытали многие итальянскиехудожники, в том числе Понтормо и Порденоне.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru