(Греч.) Определение богов как мужских и гермафродитных, - таких как бородатая Венера, Аполлон в женской одежде, Аммон породитель, Птах в зачаточном состоянии, и так далее. Однако, Фаллос, так бросающийся в глаза - и, согласно нашим чопорным понятиям, такой неприличный - в индийских и египетской религиях, в древнейшем символизме значительно более ассоциировался с другой и намного более чистой идеей, чем половое порождение. Как доказано многими востоковедами, он выражал воскресение, возвращение к жизни из смерти. И даже то второе значение не имело в себе ничего непристойного: «Эти изображения просто в крайне экспрессивной манере символизирует творящую силу природы, без непристойного умысла», пишет Мариетт Бей, и добавляет: «Это является лишь иным способом выражения небесного зарождения, которое должно заставить умершего начать новую жизнь». Христиане и европейцы очень строги по отношению к фаллическим символам древних. Скульптуры нагих богов и богинь с их символами зарождения стоят в секретных отделах, отведенных для них в наших музеях; зачем же тогда принимать и сохранять те же самые символы для духовенства и мирян? Празднества любви в ранней Церкви - ее агапэ - были столь же чистыми (или нечистыми), как и Фаллические праздники язычников; длинные мантии священнослужителей Римской и Греческой Церквей и длинные волосы последних, кропление святой водой и все остальное показывает, что христианская обрядность сохранила в более или менее видоизмененных формах весь символизм древнего Египта. Что же касается символизма чисто женской природы, то мы вынуждены признать, что в глазах каждого непредвзятого археолога полуобнаженные костюмы наших образованных дам общества гораздо более наводят на мысли о культе женского пола, нежели ряды ионообразных светильников, зажигаемых вдоль главных дорог к храмам в Индии.
|