Электронные Толковые Словари
Реклама

Теософский словарь Е.П. Блаватской
"ОЗИРИС"

/ Главная / Теософский словарь Е.П. Блаватской / буква О / ОЗИРИС
Теософский словарь Е.П. Блаватской

(Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает что он есть самосущий и само-сотворенный бог, первое проявляющееся божество (наш третий Логос) идентичный с Ахура Маздой и другими «Перво-Причинами». Ибо, как Ахура Мазда един с Амшаспентами, или является их синтезом, так и Озирис, коллективное единство, при дифференциации и персонификации, становится Тифоном, своим братом, Изидой и Нефтидой, своими сестрами, Гором, своим сыном, и другими своими аспектами. Он родился на Горе Синай, Ниссе В.З. (см. «Исход», xvii,15), и был погребен в Абидосе, после того, как Тифон убил его, когда ему было только двадцать восемь лет, согласно аллегории. По Еврипиду, он тот же Зевс и Дионис или Дио-Нис, «бог Нисы», ибо, по его словам, Озирис вырос в Нисе, по арабски «Счастливый». Спрашивается: насколько последнее предание повлияло или имеет что-либо общее с утверждением в Библии, что «Моисей воздвиг алтарь и произнес имя Иегова Нисси», или, каббалистически - «Дио-Иао-Нисси» (См. «Раз. Изида», 11,с.191.) Четырьмя главными аспектами Озириса были - Озирис-Птах (Свет), духовный аспект: Озирис-Гор (Разум), умственный манасический аспект; Озирис-Лунус, «Лунный» или психический, астральный аспект; Озирис-Тифон, Демонический, или физический, материальный, потому полный страстей, буйный аспект. В этих четырех аспектах он символизирует двойственное Эго - божественное и человеческое, космически-духовное и земное. Из множества верховных богов, эта египетская концепция является самой многозначительной и величественной, так как включает в себя весь диапазон физической и метафизической мысли. Как солнечное божество он имел двенадцать меньших богов ниже себя – двенадцать знаков Зодиака. Хотя его имя и «Неизрекаемо», сорок два его атрибута носят каждый по одному из его имен, и семь его двойственных аспектов завершают сорок девять, или 7Х7; первые символизированы четырнадцатью членами его тела, или дважды семь, Таким образом, бог исчезает в человеке, а человек обожествляется в бога. Его называли Озирис-Элох. М-р Данбер Т.Хис упоминает финикийскую надпись, которая при прочтении дала следующую надгробную надпись в честь мумии: «Да будет благословенна Та-Бай, дочь Та-Хапи, жреца Озирис-Элоха. Она никому ничего не сделала во гневе. на не произносила лжи ни о ком. Оправданная перед Озирисом, да будешь ты благословенна перед Озирисом! Мир тебе.» Затем он добавляет следующее: «Автора этой надписи, я считаю, следовало бы назвать язычником, так как целью его религиозных устремлений служит оправдание перед Озирисом. Все же мы находим, что он называет Озириса - Элох. Элох есть имя, употребляемое Десятью Племенами Израиля по отношению к Элохимам Двух Племен. Иегова-Элох («Бытие»,iii,21) в версии, используемой Ефраимом, соответствует Иегове Элохим в той версии, которой пользуется Иуда и мы сами. Но если так, то неизбежен вопрос, требующий смиренного ответа - какой же смысл должны были раскрыть эти две фразы - соответственно Озирис-Элох и Иегова-Элох. Со своей стороны, мне представляется лишь один ответ, а именно, что Озирис был национальным Богом Египта, Иегова - Израиля, и что Элох есть эквивалентен Deus, Gjtt или Dieu». Что касается его человеческого развития, он, по словам автора «Egyptiah Belief», является «Одним из Спасителей или Освободителей Человечества. Как таковой он рожден в этом мире. Он пришел как благодетель, что-бы освободить человека от забот. В своих усилиях творить добро он сталкивается со злом... и на время терпит поражение. Его убивают... Озирис погребен. Могила его тысячелетиями служит местом паломничества. Но в гробу он не бездействовал. По окончании трех дней, или сорока, он вновь воскрес и взошел на Небо. Это есть история его Человечества.» (Egypt. Belief».) Мариетт Бей, говоря о Шестой Династии, указывает, что «имя Озириса... становится все более популярным. Мы сталкиваемся с формулой Оправданного»; и добавляет - «это доказывает, что это имя (Оправданного или Макхеру) давалось не только мертвым». Но это доказывает также и то, что легенду о Христе, почти во всех ее деталях, можно найти за тысячелетия до христианской эры, и что Отцам Церкви осталось не более, чем просто применить ее к новой личности.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru