Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Ермолова Мария Николаевна"

/ Главная / Биографический словарь / буква Е / Ермолова Мария Николаевна
Биографический словарь

Ермолова Мария Николаевна - известная русская артистка. Родилась в Москве 3 июля 1853 г., в семье, несколько поколений которой служили при театре; отец ее был суфлером московского Малого театра. Ермолова детство провела в бедности, в мрачной обстановке. В 1862 г. поступила в театральную школу в балетное отделение, но вскоре в ней проснулось сильное влечение к драме, и она стала со своими подругами разыгрывать сцены из современных драм. Эти забавы ""Машеньки"", как звали ее подруги, развлекавшие от балетной скуки, были, по-видимому, довольно серьезны. Сама Ермолова потом говорила: ""Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой... Эта уверенность никогда не покидала меня"". Однако актер Самарин , после нескольких уроков, отослал ее обратно в балет, сказав, что настоящее ее дело - плясать ""у воды"", а не быть актрисой; у нее были угловатые манеры и грубый голос. 16-ти лет Ермолова случайно выступила на сцене Малого театра, в Эмилии Галотти, заменив внезапно заболевшую Г.Н. Федотову . После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее мощный, почти мужской голос, ""идущий из груди и отдающийся в сердце"". ""Меня кто-то толкнул сзади... и я была на сцене, - говорит Ермолова про свой дебют. - Мне казалось, будто я провалилась в какую-то дыру... я была в сумасшедшем страхе. Перед глазами вместо зрительного зала - громадное черное пятно, а на нем каких-то два огня... Я сама не знаю, как произнесла первые слова... Раздались громкие аплодисменты. Это меня поразило и испугало. Я не понимала, в чем дело"" (о дебюте Ермоловой см. ""Русскую Летопись"" 1870 г., № 6, и ""Московские Ведомости"" 1870 г., № 26). Несмотря на успех, ей не давали ответственной роли. Она несколько лет играла ничтожные роли, пока упорным трудом и несокрушимой настойчивостью не завоевала себе положения. Когда она в 1896 г. праздновала свой 25-летний юбилей, она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Ермолова давно имеет звание заслуженной артистки Императорских театров и продолжает играть в Москве с той же силой, с какой она выступала впервые в 1870 г. Она прежде всего сильно-трагическая актриса; чувства грусти и печали, навеянные, быть может, ее безотрадным детством, она выражает особенно ярко. Главное свойство ее таланта - героизм. Могучий голос, сильная мимика, благородство создали из нее лучшую исполнительницу таких ролей, как, например, Жанна д'Арк в ""Орлеанской Деве"" (1884). В каждом созданном ею типе она выдвигает на первый план положительные стороны характера; отрицательные типы в ее исполнении выходят смягченными и не резкими. Так, например, ее Мессалина вызывает не ужас, а сострадание (""Ария и Мессалина"" Виллебрандта). Некоторые поклонники Ермоловой видят в этой идеализации типов сознательное служение артистки идее прекрасного. Ермолова является вполне законченной артисткой и в области чисто характерных ролей. Когда нужно, она умеет забывать себя и передавать чужой характер и жить чужой жизнью с полной правдивостью даже в мелочах. В молодости ей ставили в вину некоторую угловатость манер и вообще пренебрежение сценической пластикой. В настоящее время игра ее и в этом отношении достигла большого совершенства. Она знает жизнь и людей и при громадном таланте никогда не переставала работать и мыслить. Ермолова играла Лопе де Вега, Расина, Шекспира, Шиллера, Гюго, Писемского , Островского (Негину в ""Талантах и Поклонниках""), всего более двухсот ролей. Из новейших ее ролей выдаются Беата в пьесе Зудермана ""Да здавствует жизнь"", фру Альвинг в ""Призраках"" Ибсена, Сафо в пьесе А. Доде. К новой северной, так называемой ""психологической"", драме Ермолова относится отрицательно, считая ее задачу искажением театра. Н.И. Стороженко выразился про Ермолову так: ""Ермолова - это страстная любовь к свободе и столь же страстная ненависть к тирании"" (""Овечий Источник"" Лопе де Вега). - См. ""Ежегодник Императорских театров"" 1895 - 1896 гг.; Н. Эфрос ""Ермолова"" (по поводу 25-летия ее артистической деятельности); ""Ежегодник Императорских Театров"" 1901 - 02 гг., стр. 23. Арк. Пресс.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru