Евфросиния (Предслава - дочь князя полоцкого Святослава-Георгия Всеславича (родился около 1100 г., умер между 1173 и 75 годами). Молодой девушкой Евфросиния отказалась от мирских благ и, тайно уйдя из дома, без согласия родителей приняла постриженье. Евфросиния стала выразительницей и отчасти виновницей сильного религиозного движения в стране. Основанные ей два монастыря стали центром полоцкого монашества и метрополией новых монастырей. Евфросиния была, по-видимому, в живом духовном общении с Византией. Уже в преклонном возрасте она предприняла паломничество (по преданию) в Иерусалим или (по мнению В. Данилевича) в Киев, во время которого и умерла. До 1910 г. ее мощи покоились в Киеве, куда, по преданию, около 1186 г. были перенесены из палестинского монастыря св. Феодосия Киновиарха. Когда Евфросиния в своем краю стала знаменем православия и русской народности, католики и униаты фальсифицировали предание и придали Евфросиние облик правоверной католички. ""Житие"" Евфросинии есть в ""Великих Четьих Минеях"" Макария; живость ""Жития"", обилие в нем биографических черт и остатков старинного языка заставляют в основе его видеть старинный источник. ""Житие"" использовано и католиками; в частности по нему даны сведения об Евфросинии в ""Acta Sanctorum"". Память Евфросинии - 23 мая. - Ср. ""Степенная книга"", 1, 264 - 82, ""Памятники старой русской литературы"", IV, 172 - 86, ""Очерк и описание церквей и достопамятной Полоцкой епархии"" Сапунова (3 редакции ""Жития""). Биографии Евфросинии: В. Данилевич ""Очерк истории полоцкой земли до конца XIV в.""; К. Говоренко ""Вестник Юго-Запада России"" (1863, 11 - 12); иеромонах Сергий ""Памятники князей Витебской губернии"" (1864); Е. Лихачева ""Материалы для истинно женского образования в России"" (Санкт-Петербург, 1890); ""Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая"" (""Церковные Ведомости"", 1909, № 27); Ф. Титов ""Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая"" в ""Трудах Киевской Д. А."" (1910, V). У Титова рассказана история полоцких ходатайств о перенесении мощей Евфросинии, и в примечаниях даны библиографические указания. О перенесении мощей в Полоцк старца М. Митроцкого под разными заглавиями, но с общим подзаголовком (""Из дневника миссионера - очевидца"") в ""Киев. Епархиальные Ведомости"" (1910, № 18 - 21, 23, 25 - 26).
|