Дягилев, Сергей Павлович - писатель и общественный деятель. Родился в 1872 г. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета, а также петербургскую консерваторию по классу пения. Состоял чиновником особых поручений при директоре Императорских театров и в 1899 - 1900 годах - редактором ""Ежегодника Императорских театров"". Путешествуя по Западной Европе, Дягилев увлекся новыми течениями в искусстве и задумал создать на родине посвященный им журнал. Осенью 1898 г. он начал издание журнала ""Мир Искусства"", а в январе 1899 г. устроил первую в Петербурге международную выставку картин нового направления. Редактируя в течение шести лет журнал ""Мир Искусства"", Дягилев объединил в нем всех наиболее значительных писателей и художников нового направления: его сотрудниками были, с одной стороны, Д. Мережковский , К. Бальмонт , В. Брюсов , Н. Минский , В. Соловьев , О. Сологуб, З. Гиппиус , князь А. Урусов ; с другой - И. Левитан , В. Серов , М. Врубель , А. Бенуа , Л. Бакст , К. Сомов , М. Нестеров , К. Коровин , князь П. Трубецкой . Журнал знакомил русскую публику с новейшими иностранными писателями и художниками, помещал статьи Рёскина, Мутера, Фуртвенглера, Метерлинка, Гюисманса, Грига, частью специально для ""Мира Искусства"" написанные; давал отчеты о новых выставках, о новых течениях в театре и музыке. Целые отделы посвящались художникам Западной Европы; журнал знакомил с произведениями А. Беклина, Г. Тома, Пювис де-Шаванна, Э. Манэ, Дегаза, К. Монэ, Дж. Сегантини, Ф. Гойа, А. Бердслей, Уистлера, Ж. Миллэ, Коро и др.; много места отводилось художникам финляндским и польским. Журнал систематически знакомил своих читателей с великими, но основательно забытыми русскими художниками, с памятниками старины Москвы, Петербурга и др. городов; отдельные номера были посвящены знаменитым художникам конца XVIII и начала XIX веков: Д. Левицкому , В. Боровиковскому , А. Иванову , А. Венецианову , К. Брюллову , О. Кипренскому , В. Тропинину ; помещались снимки со старинной архитектуры каменной и деревянной; большое место отводилось галереям, общественным и частным: впервые были изданы многие картины и художественные предметы из коллекций князя Юсупова, кн. Тенишевой и пр. В первые годы журнал ярко отражал то возрождение русского стиля, провозвестниками которого были талантливые художники москвичи - С. Малютин , В. и А. Васнецовы , К. Коровин, А. Головин , М. Якуничикова, Е. Поленова ; в последние годы больше места отводилось старому Петербургу, изучению его архитектуры, его памятников (много снимков с Инженерного замка, Адмиралтейства и др.). Параллельно с журналом Дягилев издавал отдельные книги по истории русского искусства: ""Альбом литографий русских художников"" (1900), ""И. Левитан"" (1901), первый том ""Русской живописи в XVIII в."", посвященный произведениям Д. Левицкого (1903), награжден Академией Наук Уваровской премией. Начиная с 1899 г., Дягилев устроил ряд выставок картин художников, примыкавших по направлению к его журналу (выставка ""Мира Искусства""). Заинтересовавшись старыми русскими мастерами и наметив издание ряда томов ""Русской живописи XVIII в."", Дягилев предпринял устройство огромной выставки русских исторических портретов, осуществленной в 1905 г. в залах Таврического дворца. Для этой выставки Дягилев собрал несколько тысяч портретов русских живописцев, изображавших различных исторических лиц, начиная от эпохи Петра Великого и до последних лет. С особенной полнотой можно было познакомиться с крупными мастерами Екатерининской эпохи, целые залы были отведены Боровиковкому, Левицкому и Рокотову ; были и отделы, посвященные иностранным художникам, работавшим в России в ту эпоху: Рослену, Лампи, А. Кауфман, Виже Лебрен и др. В 1906 г. Дягилев при ""Salon d'Automne"" устроил русскую художественную выставку, собрав более 700 произведений русских художников; начиная со знаменитых современников Петра Великого, Никитина и Матвеева , он показал парижской публике Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Алексеева , Воробьева , Щедриных , Шубина , Кипренского, Тропинина, Брюллова, Ге , Репина и многих лучших участников выставок ""Мира Искусства"". О выставке много писали лучшие знатоки искусства в Париже; она познакомила заграничную публику с неизвестными ей до тех пор мастерами, как старыми, так и современными. Весной 1907 г. Дягилев устроил в Париже ряд концертов, посвященных русской музыке, начиная от Глинки и кончая Скрябиным . В следующие годы Дягилев поставил в Grand Opera, а потом в театре Chatelet, ряд русских опер: ""Бориса Годунова"" и ""Хованщину"" Мусоргского , ""Псковитянку"" и др., и ряд балетов: ""Шехерезаду"" Римского-Корсакова , ""Клеопатру"" Аренского , ""Петрушку"" Стравинского , ""Павильон Армиды"" Черепкина и др. Для этих спектаклей декорации писались лучшими современными художниками, а исполнителями выступали выдающиеся артисты. Состоя редактором ""Мира Искусства"", Дягилев очень много писал в журнале статей и рецензий о театре, искусстве, выставках, книгах. Кроме отдельной монографии о Д. Левицком, упомянем его статьи: ""Сложные вопросы"", ""К постановке Тристана и Изольды"", ""Иллюстрация к Пушкину"", ""Художественные критики"", ""О русских музеях"", ""Выставки в Германии"", ""Выставки исторических портретов"", ""Портретист Шибанов"". С. Р-ва.
|