Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Даль Владимир Иванович"

/ Главная / Биографический словарь / буква Д / Даль Владимир Иванович
Биографический словарь

Даль, Владимир Иванович - известный лексикограф. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик; мать - немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет, который и окончил по медицинскому факультету. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего ""Толкового Словаря"", которые он начал собирать очень рано, все росли. В 1831 г. Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова: за неимением инженера, Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но император Николай I наградил его орденом. По окончании войны Даль поступил ординатором в санкт-петербургский военно-сухопутный госпиталь и близко сошелся с Пушкиным , Жуковским , Крыловым , Гоголем , Языковым , князем Одоевским . Первый его литературный опыт (""Русские сказки. Пяток первый"", Санкт-Петербург, 1832 - пересказ народных сказок) обнаружил его этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина она была запрещена, и Даль взят в III отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог ничего печатать под своим именем. Семь лет он прослужил в Оренбурге; за это время сопутствовал в 1837 г. наследнику (впоследствии императору Александру II ) в его поездке по краю и участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г. В 1836 г. он приезжал в Петербург и присутствовал при кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Даль не оставлял и медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых русских статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: ""Современник"", 1838, № 12). В 1834 - 1839 гг. он выпустил ""Были и небылицы"". В 1838 г. Даль был выбран (за свои естественно-исторические работы) в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук; в 1841 г. назначен секретарем к Л.А. Перовскому , товарищу министра уделов, а потом заведовал (частным образом) особой канцелярией его, как министра внутренних дел, причем вместе с Н. Милютиным составил и вводил ""Городовое положение в Санкт-Петербурге"". За это время им напечатаны статьи: ""Полтора слова о нынешнем русском языке"" (""Москвитянин"", 1842, I, № 2) и ""Недовесок"" к этой статье (там же, часть V, № 9), брошюры ""О скопческой ереси"" (1844, редкость) и ""Об убивании евреями христианских младенцев"" (1844), повесть ""Похождения Х.Х. Виольдамура и его Аршета"" (1844). В 1846 г. вышли ""Сочинения Казака Луганского"". В то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в ""Библиотеке для Чтения"", ""Отечественных Записках"", ""Москвитянине"" и сборнике Башуцкого ""Наши"", в том числе статьи ""О русских пословицах"" (""Современник"", 1847, книга 6), ""О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа"" (""Иллюстрации"", 1845 - 46, 2-е издание, Санкт-Петербург, 1880). С 1849 по 1859 г. он был управляющим нижегородской удельной конторой, что доставило ему возможность собрать разнообразный этнографический материал. За это время напечатаны статьи и сочинения Даля: ""О наречиях русского языка"" (""Вестник Императорского Географического Общества"", 1852, книга 6; перепечатана в ""Толковом Словаре""); ""Матросские досуги"", написанные по поручению великого князя Константина Николаевича (Санкт-Петербург, 1853); ряд статей о вреде одной грамотности без просвещения (""Русская Беседа"", 1856, книга III; ""Отечественные Записки"", 1857, книга II; ""Санкт-Петербургские Ведомости"", 1857, № 245) и целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание: ""Картины из русского быта"", Санкт-Петербург, 1861). В Нижнем Даль приготовил к изданию ""Пословицы"" и довел обработку словаря до буквы П. После переселения Даля в Москву начал выходить в свет его ""Толковый словарь"" (1-е издание, 1861 - 68; второе издание, Санкт-Петербург, 1880 - 82, и 3-е издание под редакцией профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ, Санкт-Петербург, 1903 - 1909) и напечатан другой капитальный труд всей жизни Даля: ""Пословицы русского народа"" (Москва, 1862; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1879). За это время появились в печати сочинения и статьи Даля: ""Полное собрание сочинений"" (Санкт-Петербург, 1861; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1878 - 84); ""Повести"" (Санкт-Петербург, 1861); ""Солдатские досуги"" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1861); ""Два сорока бывальщинок для крестьян"" (Санкт-Петербург, 1862); записка о русском словаре (""Русская Беседа"", 1860, № 1); полемика с Погодиным об иностранных словах и русском правописании (""Русский"", 1868, № 25, 31, 39, 41). В 1868 г. Даль выбран в почетные члены Императорской Академии Наук (см. подробные разборы Грота , Шренка и Рупрехта в отчете о 4-м присуждении Ломоносовской премии, приложение к XVII т. ""Записок Императорской Академии Наук"", 1870; статья А.Н. Пыпина в ""Вестнике Европы"", 1873; книга 12 Котляревского в ""Беседах общества любителей российской словесности"", 1868, выпуск 2; заметки Николича в ""Филологических Записках"", Воронеж, 1871, № 6, 1875 - № 3; 1876 - № 2; дополнения и заметки Шейна: приложение к XXV т. ""Записок Императорской Академии Наук"", 1873, и Наумова, Санкт-Петербург, 1874). Собранные им песни Даль отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву . Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. В последние годы жизни Даль увлекся спиритизмом и сведенборгианством, занимался переложением первых книг Библии на простонародный язык (""Бытописание""; см. его историю в воспоминаниях Мельникова ), печатал новые ""Картины русского быта"" в ""Русском Вестнике"" (1867 - 68). Умер 22 сентября 1872 г., приняв еще в 1871 г. православие (до тех пор был лютеранином). Материалы для биографии Даля: статья П. Б. ""В.И. Даль"" (""Русский Архив"", 1872, № 10); автобиографическая записка Даля (не окончена, там же, № 11); ""Воспоминания о В.И. Дале"" (с извлечением из его писем и другой полной автобиографической запиской), Я.К. Грота (""Записки Императорской Академии Наук"", 1873, том XXII); ""Из воспоминаний о покойном В.И. Дале"" (""Церковная Летопись"", 1873, № 37); ""Воспоминания о Дале"" П.И. Мельникова (""Русский Вестник"", 1873); биография Максимова, с подробной библиографией, в ""Справочном энциклопедическом словаре"" Старчевского (Санкт-Петербург, 1855, том IV); ""Дневники Т.Г. Шевченка"" (""Основа"", 1861 - 62) и А.В. Никитенка (""Русская Старина"", 1889 - 90); ""Даль, по воспоминаниям его дочери, Е. Д."" (""Русский Вестник"", 1879, № 7). Подробной биографии Даля до сих пор нет. Самая полная характеристика деятельности Даля - у А.Н. Пыпина, ""История русской этнографии"" (том I); о его отношении к крестьянскому вопросу см. у В.И. Семевского (""Крестьянский вопрос"", том II, стр. 273 - 278). Главное значение Даля - как собирателя-этнографа. Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать ему надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без всяких определенных научных целей. Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, поставили определенные цели его деятельности. В природе Даля, несмотря на естественно-историческое образование, полученное в Дерптском университете, было что-то мешавшее ему сделаться спокойным и точным ученым. Причиной этому была отчасти беспокойная бродячая жизнь, отчасти наклонность к поэтическому творчеству, отчасти, быть может, некоторый коренной, органический недостаток во всем духовном складе Даля (вспомним его увлечения гомеопатией, спиритизмом, Сведенборгом и т. д.). Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. д.), не всегда достоверного. Даль не мог понять (см. его полемику с А.Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на одно ""русское ухо"", на ""дух языка"", ""на мир, на всю Русь"", при невозможности доказать, ""были ли в печати, кем и где говорились"" слова в роде ""пособ"", ""пособка"" (от ""пособить""), ""колоземица"", ""казотка"", ""глазоем"" и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Даля: ""С грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять ее к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству, чтобы она не сбила с толку"" и т. д. (напутное слово к Словарю). Этот разлад Даля с грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе ""гнезда"", разумной в основе, но оказавшейся не по силам Далю. Благодаря этому у него ""дышло"" (заимствованное из немецкого ""Deichsel"") стоит в связи с ""дыхать"", ""дышать"", ""простор"" - с ""простой"" и т. д. Тем не менее Словарь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в свое время его высоко ставили такие ценители, как Белинский и Тургенев . Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел, и главная заслуга его в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом. Своей этнографической цены некоторые очерки Даля не утратили и до сих пор. С. Булич.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru