Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Терпигорев Сергей Николаевич"

/ Главная / Биографический словарь / буква Т / Терпигорев Сергей Николаевич
Биографический словарь

Терпигорев (Сергей Николаевич) - талантливый беллетрист и фельетонист, более известный под своим псевдонимом Сергей Атава (1841 - 1895). Родился в дворянской семье, в Усманском уезде, Тамбовской губернии; учился в тамбовской гимназии. В 1860 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но из-за студенческих беспорядков дальше первого курса не пошел. Тогда же начал помещать небольшие очерки и юмористические статейки в ""Русском Мире"", ""Русском Слове"", ""Гудке"", ""Санкт-Петербургских Ведомостях"". Уехав на несколько лет в деревню, Тернигорев стал усердным корреспондентом ""Голоса"", где обратил на себя внимание обличением железнодорожных концессионеров фон-Дервиза и Мекка. Это повлекло за собой процесс, сблизивший Терпигорева с Краевским . Ему была предложена постоянная работа в редакции и он переехал в Петербург. Вскоре он стал писать в ""Биржевых Ведомостях"", а в ""Отечественных Записках"" 1869 и 1870 годов поместил комедию ""Слияние"" и очерк ""В степи"". Десятилетие с 1870 по 1880 г. Терпигорев провел вне литературной деятельности. Эти годы особенно близко познакомили его с разными сторонами той ""практической"" жизни, которую он потом изображал в своих очерках. По словам его биографа, П.В. Быкова , Терпигорев занялся ""разными предприятиями. Он перепродавал лошадей, в которых знал толк, напрактиковавшись еще с ранней юности, когда отец его считался одним из выдающихся конских заводчиков в Тамбовской губернии, вошел в компанию с одним изобретателем в области электротехники, ездил с ним в Париж и от этого предприятия нажил хорошие деньги, но затем, взявшись за поставку дров, которых он покупал целые барки на месте, в провинции, разорился совершенно"". В № 1 ""Отечественных Записок"" 1880 г. Терпигорев поместил начало целого ряда очерков, под общим заглавием: ""Оскудение. очерки и заметки тамбовского помещика"". Очерки обратили на себя внимание публики и критики и создали автору значительную литературную известность. С тех пор Терпигорев исключительно отдался литературной деятельности. Когда в 1881 г. М.М. Стасюлевич основал ""Порядок"" (см.), Салтыков порекомендовал ему Терпигорева в воскресные фельетонисты. Поместив в ""Порядке"" только 11 фельетонов, Терпигорев совершенно неожиданно перешел в ""Новое Время"", где помещал по воскресеньям фельетоны вплоть до самой смерти. Следует, впрочем, отметить, что под направление ""Нового Времени"", он не подделывался и фельетоны его ничего специфического в себе не заключали. В этом и не было надобности, так как фельетоны его не носили публицистического характера. Это были все те же сатирически-бытописательные рассказы ""тамбовского помещика"" о разных фазисах российского ""оскудения"". Кроме ""Нового Времени"", Терпигорев изредка помещал рассказы, очерки и заметки в ""Петербургской Газете"", ""Нови"", ""Живописном Обозрении"" и принимал довольно деятельное участие в ""Историческом Вестнике"", где напечатал ряд очерков, составивших второе крупное его произведение: ""Потревоженные тени"". Рассказы и очерки Терпигорева изданы отдельно следующими сборниками: ""Оскудение"" (Санкт-Петербург, 1881, 2-е изд., 1882), ""Узорочная пестрядь"" (Санкт-Петербург, 1883), ""Желтая книга. Сказание о новых княгинях и старых князьях"" (Санкт-Петербург, 1885), ""Марфинькино счастье"" (Санкт-Петербург, 1888), ""Жорж и Ко"" (Санкт-Петербург, 1888), ""Потревоженные тени"" (Санкт-Петербург, 1888 - 90), ""Рассказы"" (Санкт-Петербург, 1890), ""Исторические рассказы и воспоминания"" (Санкт-Петербург, 1891), ""Дорожные очерки"" (Санкт-Петербург, 1897). В 1900 г. А.Ф. Маркс издал ""Собрание Сочинений Терпигорева"" в 6 т., под редакцией С.Н. Шубинского и с биографическим очерком П.В. Быкова. Литературная известность Терпигорева неразрывно связана с ""Оскудением"", которое до известной степени стало нарицательным словом. ""Оскудением"" Терпигорев назвал ту полосу дворянско-помещичьей жизни 60-х годов, когда неспособное к труду сословие совершенно растерялось при новых условиях, созданных 19 февраля 1861 г. Получив на руки значительные выкупные суммы, одни солидную их часть оставили в петербургских и московских ресторанах, другие накупили дорогих земледельческих машин, с которыми не знали как обращаться, третьи отдались разным другим нелепым затеям. В результате через 2 - 3 года выкупные улетучились и недавние богатые люди ""оскудели"" и должны были пуститься в разные ""промыслы"". Люди не бойкие просто под огромные проценты закладывали свои имения местным кулакам из купцов (Подъугольниковы) и ростовщикам из консисторских чиновников (Сладкопевцевы); когда подходили сроки, платить было нечем и имения переходили к заимодавцам. Люди побойчее устроились иначе. С половины 60-х годов начинается эпоха железнодорожного и земельно-банковского грюндерства, грубого и некультурного, когда ""срывались"" куши совершенно баснословных размеров. Около столпов этого грюндерства и устроила свое благополучие часть ""оскудевшего"" дворянства. К новым богачам присосался целый штат приживальщиков и паразитов, то в качестве людей, которые на земских собраниях помогали концессионерам заполучать земские гарантии, то в виде фиктивных директоров правления, то в виде фиктивных директоров правления, то в виде ловкачей, ""проводивших"" дела своих патронов по департаментам, то, наконец, просто в виде домашних шутов и фактотумов, на которых теперь тоже появился спрос. Разбогатевшие строители из факторов и десятских не умели ни стать, ни сесть, ни принять гостей достодолжным образом; чтобы поставить свой дом на ""настоящую"" ногу, им нужны были домашние советники из ""настоящих"" господ. Часть ""оскудевшего"" дворянства принялась и за самостоятельные промыслы вроде устройства игорных домов и т. п. Таковы основные черты ""оскудения"" в изображении Терпигорева. Нельзя не признать, что каждый отдельный тип, выведенный Терпигоревым, ярок, правдив, жизненен; но когда прочитаешь подряд обе части ""Оскудения"", и все время встречаешь одних только людей без ума или без совести, одних только полупомешанных, лентяев и негодяев различных сортов, то невольно задаешь себе вопрос: неужели вторая половина 60-х годов, эпоха первых земских собраний, первых лет судебной реформы, дала только героев терпигоревского ""Оскудения?"" Из ""оскудевшего"" дворянства ведь вышло и ""кающееся"" дворянство, давшее народников 70-х годов. На это у Терпигорева нет ни малейшего намека. Земство у него представлено исключительно в виде каких-то головотяпов с разгоревшимися от жадности глазами, которые не умеют даже составить протокола заседания и только о том и думают, чтобы сорвать что-нибудь от концессионеров. Крайне густые краски, наложенные Терпигоревым, до известной степени оправдываются тем, что очерки его не только бытописательные, но и сатирические. Создалась даже легенда, что под псевдонимом Сергей Атава, не то сам сочиняя очерки ""Оскудение"", не то радикально их перерабатывая, скрывается Щедрин , который уже в ""Дневнике провинциала"" затронул земско-концессионный период, а в лице Разуваева и Колупаева раньше Терпигорева изобразил одного из излюбленных персонажей ""Оскудения"" - кулака Подъугольникова. Эта легенда, безусловно выдуманная, нелепа и по существу. Смешать Щедрина и Терпигорева, значит не подметить одной из самых основных черт ""Оскудения"". Как в Гоголевском ""Ревизоре"" в сплошной толпе отрицательных лиц выделяется одно ""честное лицо"" - горький смех автора, так и сквозь густые краски Щедрина явственно пробиваются очертания совсем других полос жизни и других общественных настроений. И вот, авторской горечи, авторской желчи и негодования совершенно нет в ""Оскудении"". Терпигорев набрасывает свою мрачную картину с удивительно легким сердцем. В жизни он был неистощимый анекдотист, веселый собеседник, бонвиван и несомненный ""практик"". Таким же он остается в своих очерках, гораздо более балагуря, чем серьезно негодуя. За всем тем ""Оскудение"", по колоритности языка, легкости, живости и простоте рассказа, полному отсутствию какой бы то ни было напряженности и добродушному юмору принадлежит к очень видным явлениям русской беллетристики. Менее известна в большой публике другая серия очерков: ""Потревоженные тени"". В некоторых отношениях они выше ""Оскудения"". Может быть потому, что они писались в последние годы жизни, когда болезнь убила в Терпигореве жизнерадостность, в ""Потревоженных тенях"" совсем нет балагурства. Описывая старопомещичью жизнь, Терпигорев выбирает эпизоды вроде того, как ослепли три крепостные горничные, вышивая днем и ночью ""великолепное"" приданное белье, как скупали и продавали отдельно от родителей детей и т. п. Впечатление получается потрясающее. Но, выиграв в серьезности, ""Потревоженные тени"" потеряли в простоте и естественности: чувствуется несомненная тенденциозность в подборе сюжетов, которой нет в ""Оскудении"", где общие выводы получаются помимо воли автора. С. Венгеров.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru