Бахметев, Николай Иванович, композитор. Родом из дворян Саратовской губернии (1807 - 91). Музыкальные способности пробудились рано. Двенадцати лет он уже мог играть на скрипке виртуозные пьесы Виотти, Роде и других. Учился у выдающегося скрипача Иосифа Бёма, а по теории музыки - у Швенке и Шрейнура. По окончании пажеского корпуса выпущен офицером в гвардейскую кавалерию. Участвовал в турецкой кампании 1828 года, а затем около года состоял при русском после, князе Орлове , в Константинополе. Здесь впервые Б. заявил себя как музыкальный деятель, сформировав оркестр, в котором принимали участие многие лица дипломатического корпуса, и сам он - как первая скрипка. В 1842 году вышел в отставку и жил в саратовском имении, служа по выборам четыре трехлетия в должности губернского предводителя дворянства. Сформировал у себя оркестр и хор из крепостных крестьян, исполнявший под его руководством церковные песнопения. Переехав в Петербург, устраивал у себя музыкальные вечера, получившие громкую известность, был руководителем в клубе любителей музыки, где исполнялись преимущественно произведения немецких классиков. В 1861 году назначен на место А.Ф. Львова директором придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до 1883 года, улучшив подбор голосов и самое исполнение хора малолетних певчих; хорошо поставленные при нем классы смычковых инструментов сделали капеллу рассадником и оркестровых музыкантов. В 1869 году под редакцией Б. издан капеллой действующий и ныне ""Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемый"" (в двух частях), заменивший собою прежнее издание, выпущенное при Львове. Б. был последним из директоров капеллы, неправильно пользовавшихся правом цензуры церковной музыки, с тех пор, как императрица Екатерина II предоставила такое право лично Бортнянскому . Когда Б. воспретил исполнять на богослужении только что изданную литургию Чайковского и наложил арест на самое издание, то издатель П. Юргенсон возбудил против Б. дело в суде, восстановившем права издателя и приговорившем Б. к уплате убытков издателя и судебных издержек. Собственные сочинения Б. довольно многочисленны: симфония, струнный квартет, пьесы для фортепиано, скрипки, романсы (в том числе популярные в свое время ""Борода-ль моя бородушка"", ""Ты душа-ль моя"", ""Песня ямщика"" и другие) и церковные песнопения. Из последних изданы: причастные стихи для смешанного хора (29 №); трех-, четырех- и шестиголосные сочинения на разные тексты (17 №, в том числе 9 ""Херувимских"", 2 ""Достойно есть"", ""Символ веры"", ""Отче наш"", ""Милость мира""); восьмиголосные и двухорные (7 №, в том числе ""Херувимская"" - для двух хоров). Церковные сочинения Б. носят театральный характер и выдержанностью церковного стиля не отличаются: они переполнены диссонирующими гармониями, неуместными модуляциями, а слова текста распределены между отдельными партиями так, что произносятся не одновременно всеми хористами с частыми повторениями одних и тех же слов в то время, как другие хористы идут далее, что нарушает последовательное изложение мысли. Поэтому церковные песнопения Б., трудные к тому же и для исполнения, не получили большого распространения. Г. Т.
|