Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"КЮНГ"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква К / КЮНГ
Александр Мень. Библиологический словарь

(Kung) Ганс, свящ. (р.1928), нем.-швейц. католич. богослов, представитель т.н. "неомодернизма". Род. в Швейцарии. Окончил Грегорианский ун-т в Риме (1955). Рукоположен в 1955. Продолжал образование в Сорбонне и Католическом ин-те в Париже. В 1957 получил степень д-ра богословия за работу о *Барте. С 1960 проф. догматики в Тюбингенском ун-те, директор Ин-та экуменич. исследований при этом ун-те. В 1962 был приглашен на II *Ватиканский cобор в качестве эксперта. Экклезиологич. труды К. принесли ему известность и в то же время вызвали критику. В них К. требовал коренного пересмотра всей церк. структуры, начиная с папства. В результате Ватиканская конгрегация по вопросам веры в 1979 лишила К. права преподавать от лица Римско-Католической церкви.

К библ. тематике относятся две работы К.: "Быть христианином" ("Christ Sein", Munch., 1974; англ. пер.: "On Being a Christian", Garden City (N.Y.), 1976; рус. пер. без м. и г. изд.) и "Существует ли Бог? Ответ нового времени о Боге" ("Existiert Gott?", Munch., 1978; англ. пер.: "Does God exist?", Garden City (N.Y.), 1980; рус. пер. 1982 без м. изд.). Первая книга, при всей широте охвата проблем, сосредоточена вокруг Евангелия. Автор подробно характеризует вызов, к-рый бросает Церкви технич. цивилизация, социальные доктрины и мировые религии, а затем дает на него ответ. Написанная публицистически, с большим воодушевлением, книга отличается странной, на первый взгляд, хаотичной композицией, но в действительности она обусловлена диалектикой автора. Честно исследуя доводы оппонентов и частично признавая их, он говорит о том, что, по его мнению, составляет сущность христианства. Как и либеральные теологи, он верит, что основа Евангелия - Иисус, Человек, в Котором было явлено миру Лицо Бога. Своей жизнью и смертью Он подорвал все виды "религиозно-социального истеблишмента". Не священник, не аскет, не политич. деятель, не реформатор, Он был отвергнут, осужден и убит; но Бог воскресил Его. Отныне "Иисус Христос Сам в Своей Личности есть П р о г р а м м а христианства". Быть христианином - значит подражать Ему, актуализируя "воспоминание об Иисусе Христе в теории и практике". Исходя из этих тезисов, К. дает собств. интерпретацию еванг. учения.

К. считает, что формулы традиционной *христологии устарели, и пытается найти для служения Иисусова новые термины ("Представитель Бога", "Поверенный Бога" и т.п.). Однако они соответствуют скорее *пророкам и не могут быть признаны удовлетворительными. К тому же, не говоря о спорном и туманном толковании Пасхальной тайны, пафос манифеста К. подрывается безоговорочным принятием самых крайних гипотез новозав. критики. Ограничиваясь лишь ссылкой на лит-ру, К. без достаточных оснований пишет, напр., что исповедание Петра "следует рассматривать как отражение позднего вероисповедания общины", что "вероятно, Иисус не называл Себя сыном Давидовым, Мессией", что заповедь крестить народы - вымысел общины, что "Сын Человеческий был для Иисуса, возможно, не идентичной с Ним личностью", что Церковь "основана не Иисусом, но возникла после Его смерти в свете креста и Воскресения" и т.д. К. даже не оговаривается, что эти мнения отнюдь не общеприняты в новозав. науке. Принимая их без критики, он фактически утрачивает право столь пространно и определенно говорить о содержании учения Иисусова. Ведь историч. скептицизм, априорно допущенный К., позволяет признать лишь одно: Иисус существовал как реальное лицо; все прочее есть не Его слово, а слово общины. Позиция, занятая К., кажется тем более спорной, что принимаемые им гипотезы не являются научно доказательными, а продиктованы догматич. предпосылками, восходящими к либеральному протестантизму.

Более позитивный характер носит книга К. "Существует ли Бог?", в к-рой на фоне многовековых филос. исканий и споров о последней Реальности автор дает глубокое и всестороннее обобщение основ библ. веры.

Die christliche Herausforderung, Munch.-Z., 1980; Ewiges Leben? Munch.-Z., 1982 (англ. пер.: Eternal Life?, Garden City (N.Y.), 1984); в рус. пер.: О статье Вальтера Каспера "Христология "снизу"", "Символ", 1987, ( 17.

К у з м и ц к а с Б.Ю., Неомодернистская христология Г.Кюнга, в кн.: Философия. Религия. Культура, М., 1982; е г о ж е, Филос. концепции католич. модернизма, Вильнюс, 1982.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru