Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"КЛИМЕНТИНЫ"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква К / КЛИМЕНТИНЫ
Александр Мень. Библиологический словарь

(Clementina), памятники древнехрист. письменности, к-рые предание связывало со свт.*Климентом Римским. В широком смысле термин К. прилагают к 1-2 Посланию Климента, Апокалипсису Климента, кратким апокрифич. Деяниям ап.Петра, Посл. Климента к ап.Иакову и ап.Петру. Но в узком смысле К. обычно называются два произведения: 1) 20 "Бесед св.Климента", опубликованные в 1853 по древнему кодексу, и 2) "Встречи" в 10 книгах (Recognitiones libri X), дошедшие в лат. пер. Руфина Аквилейского (ок.345-410). Оба произведения по содержанию сходны и, согласно мнению мн. ученых, напр., *Кульманна, основаны на едином общем источнике, написанном в самом нач. 3 в.

К. повествуют о судьбе римского аристократа Климента, к-рый в поисках истины приезжает в Александрию, где знакомится с апостолами. Они, в свою очередь, сводят его с ап.Петром, к-рый ведет борьбу против лжеучителя Симона Волхва (см. ст. Гностич. писания) Климент рассказывает апостолу о своей жизни, а тот рассказывает ему о начале Церкви. Климент становится спутником Петра и сопровождает его в путешествиях. Цель ап.Петра - одолеть Симона. Одержав над ним победу, апостол продолжает следовать по местам, где учил Симон, чтобы искоренить его влияние. По *жанру литературному К. приближаются к антич. роману, они изобилуют приключениями и драматич. сценами.

Вопрос об историч. зерне в К. до сих пор дебатируется. В 19 в. утвердилось мнение. на к-ром особенно настаивала *тюбингенская школа, что под Симоном прикровенно подразумевается ап.Павел. К., по этой гипотезе, есть памятник иудействующей "Петровой" партии. Однако учение Симона, как оно отражено в К., позволяет заключить, что авторы их полемизировали скорее с *Маркионом. Так, Симон говорит, что "высший Бог есть благой и доселе неведомый" (Беседа 16,5). Такая т. зр., резко отрицающая весь ВЗ, свойственна была не ап.Павлу, а Маркиону. Несомненно, что К. вышли из кругов, близких к *иудео-христианам; кроме того, в них есть элементы гностич. характера. Сказания К. вошли в житийную лит-ру, в т.ч. и в слав. Жития.

Die Pseudoklementinen, Bd.1-2, B., 1969; M i g n e. PG, t.1-2.

*П о б е д и н с к и й - П л а т о н о в И., О Клементинах, ПО, 1860, №2, 3, 7; ПБЭ, т.11, с.64-88; *C u l l m a n n O., Le probl-me litteraire et historique du Roman Pseudoclementine, P., 1930; проч. иностр. библиогр. см. в ODCC, p.304.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru