Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ГРОЦИЙ"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Г / ГРОЦИЙ
Александр Мень. Библиологический словарь

(Grotius), де Гроот (de Groot) Гуго (1583-1645), голл. протестантский богослов и правовед, один из основоположников библ. историч. критики. Окончил Лейденский ун-т в 14 лет и через год получил во Франции степень д-ра права. В 1601 опубликовал трагедию на библ. сюжет "Адам изгнанный" (рус. пер. в кн.: В о н д е л Й. в а н д е н, Трагедии, М., 1988). Служил адвокатом в Гааге, одновременно занимался филологией и библеистикой. Приверженность к учению Арминия вовлекла Г. в религиозно-политич. борьбу. Спасаясь от ареста, он перебрался в Париж (1621). Людовик XIII назначил ему пенсию. В 1634 Г. стал послом протестантской Швеции во Франции. В этот период он создал знаменитую доктрину международного права. Г. был горячим сторонником диалога между католиками и протестантами. Он первый предложил сделать основой такого диалога Свящ. Писание, признаваемое обеими конфессиями.

В своей кн. "Об истинности христианской веры" ("De Veritate Religionis christianae", Amsterdam, 1624; рус. пер.: Истинное благочестие христианское, М., 1768) Г. защищал учение о *боговдохновенности и *Откровении, пользуясь традиционными аргументами, в т. ч. ссылками на чудеса и исполнившиеся пророчества. Однако в др. работе - "Примечания к Ветхому и Новому Заветам" ("Annotationes in Vetus et Novum Testamentum", v.1-3, P., 1642) Г. сосредоточил свое внимание на чисто историч., прямом смысле Писания. В поисках этого смысла ученый применял в исследовании ВЗ те же методы, что и в отношении любых древних памятников. В результате его толкования оказались изолированными от церк.-догматич. экзегезы, хотя сам Г. считал, что историч. и филологич. критика вполне совместимы с этой экзегезой. Напр., он думал, что под Служителем Господним (Ис 53 и др.) подразумевается не Мессия, а сам прор. Исайя или прор. Иеремия, и игнорировал мессианское значение псалмов. Оригинальным вкладом Г. в библеистику явилось привлечение им евр. и сир. источников для толкования НЗ. Изучение лит-ры на семит. языках привело Г. к предположению о хронологич. приоритете евр. оригинала Ев. от Матфея. "Примечания" Г. были внесены в лондонскую *Полиглотту 1654-57, к-рая впервые включала текст *Пешитты. Взгляды Г. вызывали резкую полемику среди протестантских ортодоксов.

В рус. пер.: Рассуждение против атеистов и натуралистов, М., 17812; О праве войны и мира, М., 1956. См. также: M e u l e n J. ter, D i e r m a n s e P.J.J., Bibliographie des Еcrits imprimes de Hugo Grotius, La Hague, 1950.

К а з а р и н А.И., Гуго Г. как политич. мыслитель, "Вестник истории мировой культуры", 1958, №6 (см. там же библиогр.); НЭС, т.15; С а к к е т т и А.Л., Гуго Г. как ученый-гуманист, юрист и историк, в кн.: Советский ежегодник междунар. права, 1959, М., 1960; Ш и ч а л и н Ю.А., Г. - муж от рождения, в кн.: Вондел Й. ван ден, Трагедии, М., 1988; K n i g h t W.S.M., The Life and Works of Hugo Grotius, L., 1925; ODCC, р.604-05.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru