Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"НИКОЛЬСКИЙ"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Н / НИКОЛЬСКИЙ
Александр Мень. Библиологический словарь

Николай Михайлович (1877-1959), сов. востоковед, историк религии, библеист. Род. в Москве. Окончил Моск. ун-т (1900). Сын и ученик *Никольского М.В. Уже первые его работы были посвящены вопросам библ. *критики, но правосл. убеждений отца Н. не разделял, придерживаясь материалистич. взгляда на историю. Преподавал в народном ун-те в Н. Новгороде, был проф. Смоленского и Белорусского ун-тов. С 1931 член АН БССР, а с 1946 - чл.-корр. АН СССР. Первоначально Н. был близок к идеям *религиозно-исторической школы. Под его редакцией в нач. 20 в. вышла серия книг "Религия в свете научной мысли и свободной критики", включавшая переводы работ либеральных теологов. Самому Н. в этой серии принадлежала кн. "Царь Давид и псалмы" (СПб., 1908). В ней Н. отнес к *допленному периоду лишь 10 псалмов, датировав прочие *Плена периодом и *Второго Храма периодом. За работой о псалмах последовал популярный труд "Древний Израиль" (М., 1911, 2-е испр. и доп. изд. М., 1922), написанный живо и ярко, с позиций светской историографии. К нему примыкает книга "Иисус и первые христианские общины" (М., 1918), в к-рой Н. выступил с критикой *мифологической теории, в частн., против попыток отождествить евангельский рассказ о Страстях с языч. мифами об умирающих богах. "Осирис, Адонис, Аттис, Таммуз, - писал он, гибнут от враждебных богов или от враждебных стихий; там нет ничего человеческого, естественного, похожего на историческую действительность. Иисус погибает в неравной борьбе с правящими иудейскими сферами... Тут нет ничего несообразного, напротив, все чрезвычайно стройно укладывается в рамки тогдашней бурной иудейской жизни". Евангелия Н. датировал между 70 и 90 гг. Из посланий только восемь считал принадлежащими ап.Павлу. *Эсхатологии первых христиан посвящен очерк "Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства" (М., 1922). В 20-е гг. Н. опубликовал ряд исследований: о херувимах (керубах), о проблеме *монархии в ВЗ, о талмудич. свидетельствах, касающихся Христа (см. ст. Талмуд) Н. вел библ. раздел в Энциклопедии изд-ва Гранат, для к-рой написал ряд статей. С нач. 30-х гг. в работах Н. усиливается тенденция к *гиперкритицизму. Напр., он отрицал наличие в ВЗ подлинного *монотеизма в допленный период.

Раннее христианство, "Критическое обозрение", 1908, кн.3 (8); Вавилон и Библия, там же, 1909, вып.8; Израиль и Вавилон, "Вестник Европы", 1910, ( 5-6; Древний Вавилон, М., 1913; Керубы по данным Библии и вост. археологии, "Труды БГУ", Минск, 1922, ( 2-3; Феодальные отношения в Древнем Израиле, там же, 1922, ( 1; Следы магической лит-ры в кн. псалмов, там же, 1923, кн.4-5, 1926, кн.12; Иудейские монархомахи VII века, "Новый Восток", 1924, ( 5; Талмудическая традиция об Иисусе, "Труды БГУ", 1925, кн.6-7; Происхождение еврейского и христ. культа, Гомель, 1926; Хеттские законы и их влияние на законодательство Пятикнижия, "Еврейская старина", Л., 1928, т.12; Апокалиптич. лит-ра, "Лит. энциклопедия", М., 1929, т.1; Происхождение юбилейного года (отт. из "Изв. АН СССР", отд. обществ. наук, 1931), М., 1931; Еврейские и христ. праздники, их происхождение и история, М., 1931; Политеизм и монотеизм в еврейской религии (на белорус. яз.), Минск, 1931 (рус. вариант в кн.: Н и к о л ь с к и й Н.М., Избр. произведения по истории религии, М., 1974); Проблемы критики Библии в советской науке, ВДИ, 1938, ( 1; Кризис "критической" библеистики и задачи марксистской историч. науки, "Уч. зап. БГУ", 1939, вып.1.

Б о т в и н н и к М., Н.М.Н., Минск, 1967 (включает полный список трудов Н.); М и л и б а н д, БССВ, с.387 (там же приведена лит-ра о Н.).





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru